|
|
О
молитве
Бодрствуйте
и молитесь, чтобы не впасть в искушение
(Мф. 26,41).
Непрестанно молитесь
(1 Сол. 5,17).
О молитве нам, христианам, необходимо знать и говорить много,
потому что молитва есть дело, преданное нам Самим Богом.Молитва
есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва есть святая беседа
с Богом и Его угодниками. Истинно молиться - значит быть в союзе
с Богом, всегда пребывать с Ним, прилепляться к Нему душою, как
говорит Псалмопевец:
"Прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9), не отступая никогда
от Него и имея ум постоянно устремленный к Нему, как и вещает
пророк Давыд: "Благословлю Господа на всяко время, выну (непрестанно)
хвала Его во устех моих" (Пс. 33,2).
Что воздух, вода и нища для тела, то - молитва для души, посему
молитва нам нужна более, чем пища. Без молитвы для истинного християнина
нет полноценной жизни, нет спасения душевного. "Если для
слепого большое лишение не видеть солнца, то сколь большее лишение
для християнина не молиться часто, чтобы молитвой вводить в душу
свою свет Христов?!" - восклицает, вразумляя нас не оставлять
молитвы, вселенский отец Церкви снятый Иоанн Златоуст.
Дух Святыи устами пророков и апостолов учит нас всегда пребывать
в молитве как за себя, так и за ближних своих.
Существуют различные виды молитв,
В молитве славословия мы воздаем славу и хвалу Творцу всяческих
за Его неизреченные милости и блага, посылаемые нам;выражаем благоговейное
удивление, представляя в сознании своем величественные дела совершенного
Божиего творения и всеблагой Промысел Божий о всякой твари.
В молитве благодарения мы, исповедуя Бога источником всяческих
благ наших, от всего сердца радостно благодарим Отца небесного
и стремимся быть достойными Его великих благодеяний.
В молитве прошения мы с твердой уверенностью, что получим
просимое (Мф. 7, 7-11), если только просим "на добро"
(Иак. 4,3), поверяем Богу нужды и желания наши.
По месту и времени совершения молитва может быть общественной
(церковной) и келейной (домашней). Общественная молитва,
как правило, совершается в храмах, особенно по воскресным и праздничным
дням. Эта молитва имеет великое значение в жизни християнина.
Келейная молитва должна быть ежедневной (она совершается
утром и вечером, а также пред принятием пищи и после) в доме каждого
истинно верующего, всей семьей (что очень важно!) или одним человеком.
По способу совершения молитва может быть внутренней (умная и сердечная
молитва) и наружной (внешней). Внутренняя молитва совершается
в глубине души - умом и сердцем, невидимо для других. Такой молитве,
если християнин навыкнет в ней, никакие внешние препятствия не
помешают совершаться. Особенно важно и спасительно, по учению
свв. отец, призывание в молитве Спасителя нашего:
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
Наружная же молитва бывает тогда, когда произносится словами и
сопровождается благообразно совершаемыми внешними знаками, принятыми
Церковью для употребления при молитве от времен апостольских,
как-то: крестное знамение, поклоны (поясные и земные) и проч.
К сожалению, часто бывает одна наружная молитва, без внутренней:
когда слова молитвы произносятся без внимания и благоговения,
а также когда молящийся, стоя на молитве, мыслями занят житейской
суетой. Такая молитва не только недостаточна для умилостивления
Бога, но наоборот - она прогневляет Его. Сам Исус Христос, приведя
слова пророка Исаии. осудил такую молитву: "Приближаются
ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их
далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня" (Мф. 15. 8-9;
Ис. 29, 13).
В истинном християнине внутренняя и внешняя молитвы должны быть
так тесно связаны, как душа с телом в человеке, должны проникаться
одна другой. Имея душу и тело, мы должны, по слову Апостола, "прославлять
Бога в телах наших и в душах наших, которые суть Божий" (I
Кор. 6, 20).
И вполне естественно (и спасительно!), когда в молитве "от
избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34), Высшим примером
в этом для нас служит Господь Исус Христос. Который Свою внутреннюю
молитву выражал и словами, и благоговейными движениями тела (Мф.
26. 39; Лк. 22. 41).
<<Назад
|