|
|
1.Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе
бози ины, разве Мене.
2.Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, еже
на небеси горе, и елико на земли низу, и елико в водах и под землею, да ся
не поклониши им, ни да послужиши им...
3.Не приемли имени Господа Бога твоего
всуе...
4.Помни день суботный, святити его, шесть дней
делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седмый - субота Господу Богу
твоему...
5.Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти
будет...
6.Не убий.
7.Не любодей.
8.Не
укради.
9.Не
послушествуй на друга своего св\детельства ложна.
10.Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай
дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола
его, ни осла его, ни всего скота его, ни все елико ближняго твоего. (Исх.
20,1-7).
О ПЕРВОЙ
ЗАПОВЕДИ
Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе
бози ины, разве Мене.
Что повелевает нам Бог в этой
заповеди?
В этой заповеди Господь указывает человеку на
Самого Себя и повелевает
нам познавать Его, как Единого Бога Безначального, Непостижимого,
Творца небу и земли и всей твари, и никого и ничего иного за Господа не
признавать и не почитать. Сам
Бог так Говорит о Себе: “Аз Господь Бог и несть разве Мене еще
Бога... Аз Господь Бог и несть по сем. Аз устроивый свет и сотворивый
тму, творяй мир и зиждяй зло; Аз Господь Бог творяй все се... Аз
сотворих землю и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем
звездам заповедах/ Я Господь Бог, и нет кроме Меня еще Бога... Я Господь
Бог, и нет иного. Я устроил свет и сотворил тьму, творю благоденствие и
произвожу бедствия; Я Господь Бог, творящий все это... Я сотворил землю и человека на ней, Я рукою
Моею утвердил небо, Я всем звездам указал (путь)” (Ис. 45, 5, 7 и 12).
Что нужно для исполнения этой
заповеди?
Для исполнения этой заповеди Божией от нас
требуется вера в Бога, то есть твердое и искреннее убеждение в Его
существовании; любовь к Богу; постоянная память о Нем; поклонение
Господу с благодарностью за все Его дары и милости к нам. И, конечно
же, эта заповедь требует от
нас безбоязненного исповедания Бога, то есть признания, что Он - наш
Господь, причем мы не должны отказываться от своей православной веры,
хотя бы за это исповедание пришлось бы пострадать и доже
умереть.
Каковы грехи против первой
заповеди?
Грехи против этой заповеди
таковы:
1. Безбожие (неверие) - когда люди говорят, что нет
Бога, совсем отрицают Его бытие. Писание называет таких людей безумными:
“рече безумен в сердцы своем: несть Бога/ сказал безумный в сердце
своем: нет Бога” (Пс. 13,1), или когда, признавая, что Бог есть, не
верят Божественному Писанию и церковному Преданию;
2. Многобожие (язычество) - когда вместо Одного
Истинного Бога почитают многие мнимые божества;
3. Ересь (инакомыслие) - когда люди умствуют об
истинах веры, вопреки учению Святой Церкви, или придумывают и изобретают
догматы противные вере Христовой, или намерено и упорно извращают
Божественную истину Православия;
4. Раскол - когда христиане, вопреки священному
Преданию, своевольно вводят новые обряды и уставы, изменяют прежние
святоотеческие обычаи, отделяясь тем самым от единства с Православной
Церковью Христовой;
5. Богоотступничество - когда люди, боясь
преследований, насмешек, или ради каких либо мирских выгод и расчетов
отрекаются от истинной христианской веры и присоединяются к ереси или
иному ложному исповеданию;
6. Отчаяние - когда люди, забывая о бесконечном
милосердии Божием, теряют надежду на Бога, не надеются получить от Бога
помощи и спасения;
7. Волшебство - когда люди оставляя веру в силу
Божию, обращаются к разным тайным и злым силам, могуществу демонов. К волшебству
относятся столь популярные ныне колдуны, целители, предсказатели,
экстрасенсы и маги. Православным христианам следует всегда помнить, что
эти шарлатаны являются ближайшими слугами диавола и общение с ними
приносит непоправимый вред душе;
8. Суеверие - когда люди верят без всякого здравого
рассуждения в силу какой-либо обыкновенной вещи, приписывают ей
сверхъестественную силу и надеются на нее более чем на Бога. К суеверию
относится модная ныне вера в амулеты, талисманы, магические камни.
Апостол Павел так призывает нас следовать вере Христовой и удаляться от
басней суеверия: “добр будеши служитель Христу Исусу, питаем словесы
веры и добрым учением, ему же последовал еси. Скверных же и изгнивших
басней отрицайся/ добрым будешь служителем Христа Исуса, питаем словами
веры и добрым учением, которому ты последовал. Скверных же и гнилых
басней отвращайся” (1 Тим. 4,6-7);
9. Обожание - когда увлекаются
привязанностью к твари настолько, что любят ее более чем Создателя и
часто произносят “обожаю”, то есть “делаю тварь подобной Богу, делаю
тварь Богом”. В наше время к обожанию относится противоестественная
“любовь” к животным, как домашним, так и диким; подобная болезненная
“любовь”, внушаемая бесами, часто превышает и затмевает любовь к Богу и
людям, доводит человека до такого состояния, что он готов из-за
бездомной собаки убить своего брата... К обожанию относится и нездоровая
“любовь” к деньгам, вещам, книгам, когда ради мертвой вещи человек готов
пойти даже на преступление;
10.
Человекоугодие - когда людей
любят более чем Творца и об угождении людям заботятся больше, чем об
угождении Господу Богу, об этом так пишет святой Павел: “аще бых еще
человеком угождал, Христу раб не бых убо был/ если бы я и поныне
человекам угождал, Христу рабом не был бы” (Гал. 1,10). Об этом же
предупреждает нас и святой Исаак Сирин: “похвальна и превосходна любовь
к ближнему, но лишь если помысл о ней не отвращает нас от любви к
Богу”;
11.
Человеконадеяние - когда
надеются более на себя и свои силы, или на других людей, или употребляют
меры, чтобы добиться помощи у сильных мира сего, а на милость Божию не
надеются и помощи Его не просят. Чтоб не впасть в этот тяжкий грех мы
должны всегда помнить слова Священного Писания: “ не надейтеся на князи,
на сыны человеческия, в них же несть спасения/ не надейтесь на князей,
на сынов человеческих, в которых нет спасения” (Пс. 145,3) и “сия рече
Господь: проклят человек, иже надеется на человека, и положит плод мышца
своея, и от Господа отъидет сердце его/ так говорит Господь: проклят
человек, который надеется на человека, и сделает его силой мышцы своей,
и от Господа удалится сердце его ” (Иерем. 17,5).
Как можно объяснить почитание святых
Церковью?
Прежде всего следует заметить, что Церковь
Христова учит нас, что святых ангелов и угодников Божиих нужно и должно
призывать на заступление наше пред Господом, но почитать их следует не
как Бога, а как ближайших друзей Божиих, которые по воле Его приносят
наши молитвы к Создателю и
испрашивают нам Его милости и щедроты, поэтому нам необходимо просить
помощи от Бога через святых; об это прекрасно говорит святой Иоанн
Лествичник: “как увидевшие лицо царя и сделавшиеся его друзьями, если
пожелают, могут не только всех слуг его, но и неизвестных ему, и даже
врагов его представить к нему, и сделать причастниками его славы: так
понимай и о святых. Друзья стыдятся в чем-либо отказать искреннейшим
друзьям своим, но слушают их, а иногда, может быть, невольно бывают ими
убеждаемы. Хорошо приобрести друзей, но друзей духовных, ибо никто
столько не помогает нам к преуспеянию в добродетели”. Первые указания к
почитанию святых мы встречаем уже в Ветхом Завете, например: “сице рече
Господь Бог Израилев... прославляющаго Мя прославлю/ так говорит Господь
Бог Израилев... прославляющего Меня прославлю” (1 Цар. 2,30), “слава их
не потребится; телеса их в мире погребена быша, а имена их живут в роды;
премудрость их исповедят людие и похвалу их исповесть Церкви/ слава их
(праведников) не истребится; тела их в мире были погребены, а имена их
живут в роды; премудрость их возвестят люди и похвалу им возвестит
Церковь” (Сир. 44,12-14), “дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев/
дивен Бог в святых Своих, Бог Израиля” (Пс. 67,33) и пр. В Новом Завете
тоже содержится множество указаний к почитанию угодников Божиих, Сам
Господь так молился о праведниках: “Аз славу, юже дал еси Мне, дах им/
(Отче,) славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” (Ин. 17,22), апостол Иаков
пишет “се блажим терпещая/ вот, мы ублажаем терпевших” (Иак. 5,11) и пр.
А поскольку “Бог же несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть/ Бог
же не есть (Бог) мертвых, но живых, ибо все для Него живы” (Лк. 20,38),
то умершие святые угодники всегда живут в Церкви и даже за гробом могут
молиться за себя (Отк. 6,10) и за нас, живых людей, ибо молитва друг за
друга есть величайшая обязанность христианин: “молитеся друг за друга/
молитесь друг за друга” (Иак. 5,16). Посему мы, чада Истинной Церкви
Христовой должны верить в заступничество святых, молиться им и почитать их, но не
так, как Бога.
О ВТОРОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не сотвори себе кумира, и всякаго
подобия, еже на небеси горе, и елико на земли низу, и елико в водах и
под землею, да ся не поклониши им, ни да послужиши
им...
Что запрещает Создатель этой
заповедью?
Второй заповедью Господь запрещает
идолопоклонство, то есть запрещает делать для почитания кумиров или идолов,
или почитать подобия и изображения того, что мы видим на небе (солнце,
луны, звезды), на земле (люди, животные, растения) и под землею, в водах
(рыбы). Господь строго запрещает поклоняться этим кумирам вместо
истинного Бога, как это делают нечестивые язычники; Писание так говорит
об языческих истуканах: “законы людий суетны суть: древо бо от леса
высек, дело руки умоделника влагире, сребром и златом украси того, гвоздьми и
молоты сложил, да не разорится, в подобие финику скована суть, и не
возглаголют; носими носятся, понеже ходити не возмогут. Не хощите бо
боятися их, иже ни зла могут сотворити, ни добра/ законы народов суетны:
дерево в лесу срубил, дело рук мастера при помощи топора, серебром и золотом украсил его, гвоздями
и молотами скрепил, чтоб не развалился, в подобие колоды сделаны
(идолы), и не говорят; их носят, ибо ходить не могут. Не надо вам
бояться их, ибо они не могут ни зла сотворить, ни добра” (Иер. 10,3-5) и
“уши имут и не слышат / идолы язычников - серебро и золото, дело рук
человеческих: есть у них
уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но
не слышат, и нет дыхания в устах их.” (Пс. 134,15-17). Но вторая
заповедь не запрещает поклонение изображениям Бога, Его ангелов и
святых. Еще древле, в Ветхом Завете, Господь повелел святому Моисею
сделать ковчег для скрижалей закона Божия и украсить его крышку
изображением херувимов (Исх. 25,18), так что люди, молившиеся Богу и
поклонявшиеся священному ковчегу, поклонялись и изображениям херувимов;
херувимы были вышиты и на храмовой завесе скинии (Исх. 26,1). Также
Господь повелел пророку Моисею сделать для Израиля медное изображение
змея (Исх. 21,8-9), причем от этого изображения происходили чудесные
исцеления. Впоследствии евреи, когда строили иеросалимский Храм,
украсили его статуями херувимов из масличного дерева (3 Цар. 6,23) и
Господь не отверг этот Храм, но освятил - “облак исполни Храм
Господень... исполни слава Господня Храм/ облако наполнило Храм
Господень... наполнила слава Господня Храм” (3 Цар. 8,10-11). Придя на
землю в человеческом облике, Господь целые дни проводил во Храме и
называл его “Храм Мой” (Мр. 11,17), по примеру Господа и апостолы
постоянно пребывали в Храме, в поклонении и молитве (Лк. 24,53 и пр.).
Из всех этих примеров мы видим, что Бог и в древности не противился
поклонению вещественной святыне (Храму, ковчегу, изображениям херувимов
и пр.), но благословлял и принимал подобное поклонение. Поэтому
поклонение христиан иконам можно считать Богоустановленным
догматом.
Что такое
икона?
Икона - слово греческое, в переводе оно означает
“образ, изображение”. Святой Иоанн Дамаскин так пишет об иконе: “икона,
без сомнения, есть подобие и образец, и оттиск чего либо, показывающий
собою то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех
отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету;
ибо иное есть изображение и другое - то, что изображается и, во всяком
случае, между ними замечается различие, так как это не есть иное и иное
не есть то”. В Церкви Христовой иконами называются священные изображения
Господа Исуса Христа, Пречистой Его Матери, Его святых и ангелов,
употребляемые для благоговейного воспоминания дивных дел Божиих.
Употребление христианами икон полностью согласно со второй заповедью
Божией; но оно было бы несогласно с нею только в том случае, если бы кто
стал боготворить иконы, то есть подменять ими Бога Живого. Мы же,
православные, поклоняясь иконам не считаем их богами, но только образами
Бога, Его ангелов и святых; язычники же, поклоняясь своим идолам,
считают их непосредственно богами - в этом-то и состоит отличие
почитания икон от поклонения истуканам. Поэтому молясь перед иконой, мы
молимся не деревянной доске, левкасу, краскам, олифе или металлу, как
идолопоклонники, а тем, кто на ней изображен,
первообразам.
Что изображается на
иконах?
На святых иконах обычно изображается Исус
Христос - как Сын Человеческий, каким Он изволил пожить на земле, среди
людей; Сам Бог Отец в виде Древнего Старца: “одежда Его бела, аки снег,
и власи главы Его - аки волна чиста; престол Его - пламы огнен/ одеяние
Его бело, как снег, и волосы главы Его - как волна чистая; престол Его -
пламя огня” (Дан. 7,9) и Бог Дух Святый - как голубь (Мф. 3,16). На
иконах также изображается Пресвятая Дева Мария, небесные ангелы (в виде
прекрасных юношей), Божии святые и различные события библейской и
церковной истории. Православное Предание гласит, что первой иконой был,
так называемый, Нерукотворенный образ лика Спасителя, который Христос
послал едесскому князю Авгарю. Создателем первых писанных икон был
святой евангелист Лука, врач и художник, написавший несколько икон
Божией Матери. Как древнейшее установление Церкви должны все христиане с
любовью и благоговением чтить святые образы; Истинная Церковь учит, что
тот, кто отказывается поклоняться и почитать иконы является еретиком и
слугой сатаны, ибо отказывается поклоняться и почитать первообразы икон
- Бога и Его святых, а следовательно поклоняется диаволу и его
демонам.
Что можно сказать о почитании
святых мощей?
Кроме икон христиане поклоняются и святым мощам.
Мощи - это тела святых Церкви Христовой, прославленные от Бога полным
или частичным нетлением и чудотворением. Почитание мощей восходит ко
временам Ветхого Завета, тогда на могилах угодников Божиих строились
специальные памятники и гробницы (4 Цар. 23,17-18), тогда же стали
происходить и первые чудеса от мощей, например, кости святого пророка
Елисея воскресили умершего (4 Цар. 13,20-21). Почитание святых мощей
было присуще и первым христианам, которые совершали свои литургии на
гробах мучеников за веру Христову, это же установление сохранилось и в
современной Церкви, но теперь гробы страстотерпцев заменены на особые
престолы, в которые вкладываются частички мощей. Святой Кирилл
Иеросалимский так пишет мощах: “мертвый, упавший в гроб Елисеев,
коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило
дело вместо души. Тогда, как оно было мертво и лежало во гробе, даровало
жизнь мертвому; и даровавши жизнь само по прежнему осталось мертвым. Для
чего? Для того, чтобы не приписано было дело сие одной душе, когда бы
воскрес Елисей; а чтобы показать, что и тогда, как не находится в теле
душа, заключается в теле святых людей некоторая чудодейственная сила;
так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой
оно было покорно. И мы н должны подобно детям не верить сему, как не
бывшему”. Из этих слов мы видим, что в мощах угодников обитает
благодатная Божественная сила, способная творить чудеса и поэтому все
христиане должны почитать святые мощи.
Что еще запрещает вторая
заповедь?
Вторая заповедь закон Божия запрещает следующие
грехи:
1. Тварепоклонство - поклонение твари вместо
Творца. Виды этого греха необычайно многочисленны: в наше время это
преклонение перед политическими деятелями, популярными певцами и
киноактерами, бездумное увлечение творчеством какого-либо писателя,
поэта или художника - все это является настоящим идолопоклонством,
недаром подобных “любимцев публики” называют “кумирами”, то есть
“идолами”. Поклонникам подобных “идолов” нужно напомнить слова
Спасителя: “никто же может двема господинома работати/ никто не может
двум господам служить” (Мф. 6,24), поэтому всякий поклоняющийся твари
отвращается от Бога. К тварепоклонству относится и повсеместно
распространившееся ныне увлечение телевизором и компьютером, когда
тысячи людей (и прежде всего молодежь) готовы целые дни проводить у
бездушных “ящиков”, заменивших им Бога, семью и друзей, предаваясь
бесовским играм и бесстыдным зрелищам. Мертвая вещь обожествляется и
становится хозяином человека! Христианин должен строго беречься от
подобного греха, стараться вообще не смотреть телевизор, а компьютер
использовать только для работы. Мы должны всегда помнить слова Господа:
“светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое
светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет/
светильник тела есть око. Если будет око твое чисто, все тело твое
светло будет; если же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет”
(Мф. 6,22-23) и слова апостола Павла: “ … / все мне позволительно, но не
все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1
Кор. 6,12), стараться сохранять чистоту ока, избегая соблазна позорных
зрелищ, способных привести нас к тварепоклонству;
2. Чревоугодие - то есть объедение и пьянство,
когда человек подменят Истинного Господа своим чревом, желудком и служит
ему как богу, наслаждаясь едой и питьем. О таких людях святой Павел
говорит: “им же кончина - погибель, им же бог - чрево, и слава - в студ
их; иже земная мудрствующе/ их конец - погибель, их бог - чрево, и слава
- в сраме их; они мыслят о земном” (Фил. 3,19). Грех чревоугодия
исцеляется только постом, воздержанием и молитвой;
3. Гордость (себялюбие, тщеславие) - ккогда человек
из-за чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах - уме, красоте,
богатстве, начинает чтить только самого себя. Свои суждения и желания он
считает выше верховной воли Бога. С презрением и насмешкой относится он
к мнениям и советам других людей и не отказывается от своих взглядов,
как бы ни были они ложны; именно подобная гордость погубила Денницу и
сделала его сатаной. Гордый, себялюбивый человек делает из себя идола.
Святой Иоанн Лествичник так пишет о безумной гордости: “начало гордости
- конец тщеславия, середина - уничтожение ближнего, бесстыдное
проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения,
а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский
нрав”. Грех гордости исцеляется добродетелями послушания, смирения и
кротости;
4. Любостяжание (лихоимание) - то есть стремление к
приобретению богатства. Для корыстолюбивого человека богатство становится
как бы ложным богом, идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем
Богу. Поэтому апостол Павел и приравнивает любостяжание
к идолослужению: “умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд,
нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть
идолослужение/ умертвите члены ваши, которые на земле: блуд,
нечистоту, страсть, похоть злую и любостяжание, которое есть идолослужение” (Кол. 3,5).
Лекарством против греха любостяжания являются щедрость, нестяжание и
милостыня.
О ТРЕТЬЕЙ
ЗАПОВЕДИ.
Не приемли имени Господа Бога твоего
всуе...
Чему учит
третья заповедь закона Божия?
Третьей заповедью запрещается нам произносить
имя Божие напрасно, без должного благоговения. Напрасно же, то есть
лживо и с нарушением должного благоговения, имя Божие произносится в
пустых разговорах, бесполезных и суетных, в шутках. Святейшее имя Божие должно
произноситься со страхом и благоговением только в молитве и в учении о
Боге.
Каковы грехи
против этой заповеди?
Третья заповедь Божия запрещает вообще и
неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь также запрещает
грехи, которые происходят от легкомысленного отношения к Богу и Его
святому имени. Таковыми грехами являются:
1. Богохульство - дерзкие слова против Бога и
Его святых;
2. Божба - легкомысленное употребление клятвы
в обыкновенных разговорах, призывание на свою сторону Божьего
авторитета словами: “Бог свидетель” и пр.;
3. Кощунство - когда священные предметы
(святые мощи, иконы, церковная утварь, храмы и пр.) обращаются в шутку
или поругание, когда о них говорят насмехаясь;
4. Нарушение обетов данных
Богу.
О ЧЕТВЕРТОЙ
ЗАПОВЕДИ
Помни день суботный, святити его, шесть
дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седмый - субота Господу Богу
твоему...
Что повелевает Бог этой
заповедью?
Четвертой заповедью Господь повелевает шесть
дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван, а седьмой
день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела, каковыми
являются: молитва в храме Божием и дома, чтение Священного Писания и других
душеполезных книг, изучение закона Божия, благочестивые беседы, помощь
бедным, посещение больных и прочие добрые дела. В Ветхом Завете для
этого был определен седьмой день недели - суббота, слово “суббота”
по-древнееврейски означает “покой, отдых”; в Писании говорится, что
Господь, сотворив мир за шесть дней, в седьмой день отдыхал: “препочи в
день седмый от всех дел Своих, их же сотвори. И благослови Бог день
седмый и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих/ почил (Бог) в
день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог день
седьмой и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих” (Быт. 2,2-3).
Во времена пророка Моисея, Бог впервые повелел Израилю соблюдать субботу
- в воспоминание чудесного освобождения из египетского рабства: “да
помянеши, яко и ты раб был в земли египетстей, изведе тя Господь Бог
оттуду... сего ради повеле ти Господь Бог твой, яко снабдети тебе день
суботный и освящати его/ помни, что и ты рабом был в земле египетской,
вывел тебя Господь Бог оттуда... потому и повелел тебе Господь Бог твой
соблюдать день субботний и освящать его” (Втор. 5,15).
Почему же христиане празднуют
воскресенье?
Во Святой Церкви Нового Завета, со времени
апостолов, вместо иудейской субботы стал праздноваться первый день
недели, воскресный - в воспоминание Воскресения Христова, ибо если
древле, суббота праздновалась только евреями, в память освобождения их
Богом из египетского рабства, то ныне воскресение празднуется всеми в
память освобождения Христом всех людей от рабства диавольского. Поэтому
христиане не должны праздновать субботу, ведь и Спаситель, прейдя на
землю и исполняя все ветхозаветные заповеди, нарушал субботу, творя
чудеса (Лк. 6,6 и Ин. 5,2-9) и уча: “субота человека ради бысть, а не
человек суботы ради/ суббота для человека, а не человек для субботы”
(Мр. 2,27). О том же, что сыны Божии будут праздновать не субботу, а
некий иной день, говорил в Ветхом Завете Сам Бог: “будет им в нарок, вон
же день прославлюся, глаголет Адонай Господь/ будет им памятен тот день,
в который Я прославлю Себя, говорит Адонай Господь” (Иез. 39,13), и этот
день настал - день Воскресения Христа от гроба. Как свидетельствует
Священное Предание, уже первые христиане почитали не субботу, а первый
день недели - воскресение, “день неделный” (Отк. 1,10), так об этом
пишет святой Игнатий Богоносец, замученный в 107 году: “(пророки) жившие
в древнем порядке дел, приближались к новому упованию и уже не
субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь
воссияла”. К отрицанию первыми христианами субботы и всех иудейских
обычаев относятся и такие слова святого Игнатия: “нелепо призывать Исуса
Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство,
напротив, иудейство в христианство”.
Чему еще учит нас четвертая
заповедь?
Четвертая заповедь закона Божьего учит нас, что
кроме воскресного дня должно соблюдать и другие праздники, установленные
в честь Бога и Его святых, а также и посты. Самым главным христианским
праздником является “Праздник праздников и Торжество торжеств” - Святая
Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение, которая празднуется в
первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта
(4 апреля нового стиля) до 25 апреля (8 мая н/с). За Пасхой следуют
другие великие и важнейшие христианские праздники, которых двенадцать,
поэтому они называются “двунадесятыми праздниками”,
это:
1. Рожество Пресвятой Богородицы - 8 сентября (21
сентября н/с);
2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы - 21
ноября (4 декабря н/с);
3. Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк. 1,26-38)
- 25 марта (7 апреля н/с);
4. Рожество Христово (Мф. 1,18-25) - 25 декабря (7
января н/с);
5. Сретение Господне (Лк. 2,22-39) - 2 февраля (15
февраля н/с);
6. Крещение Господне (Богоявление, Мф. 3,13-17) - 6
января (19 января н/с);
7. Преображение Господне (Лк. 9,28-36) - 6 августа
(19 августа н/с);
8. Вход Господень в Иеросалим (Вербное воскресение,
Ин. 12,12-19) - в последнее воскресение пред
Пасхой;
9. Вознесение Господне (Деян. 1,9-12) - на
сороковой день после Пасхи;
10.
Праздник Святой Троицы
(Пятидесятница, Деян. 2,1-4) - на пятидесятый день после
Пасхи;
11.
Воздвижение Креста Господня
- 14 сентября (27 сентября н/с);
12.
Успение Пресвятой Богородицы
- 15 августа (28 августа н/с).
Что такое христианский
пост?
Пост был установлен Самим Богом еще в Ветхом
Завете (Ион. 3,5, Исх. 34,28, 1 Цар. 7,6, 3 Цар. 19,8 и пр.) и
подтвержден Им в Новом, когда Господь постился 40 дней в пустыни (Мф.
4,2) и заповедал нам поститься, говоря “еда могут сынове брачнии плакати
до нелико время с ними есть жених? Приидут же дние, егда отъимется от
них жених и тогда постятся/ могут ли сыны чертога брачного плакать, пока
с ними жених? Придут же
дни, когда отнимется у них жених и тогда будут поститься” (Мф. 9,15).
Также Спаситель научил нас, как надо поститься “ты же постяся, помажи
главу свою и лице свое умый, яко да не явишися человеком постяся, но
Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, Видяй тя в тайне, воздаст тебе
яве/ ты же постясь, помажь голову свою и лицо свое умой, чтобы не людям
явится постящимся, но Отцу
твоему, Который в тайне; и Отец твой, Видящий тебя в тайне, воздаст тебе
явно” (Мф. 6,17-18). Постились и святые апостолы (Деян. 9,9, Деян.
13,2-3 и пр.). Поэтому посты сохраняются Церковью как величайшее
сокровище - “прекрасен труд поста потому, что он облегчает душу нашу от
тяжести грехов и делает легким бремя заповедей Христовых” (Иоанн
Златоуст). Православные посты таковы:
1. Великий пост - перед Пасхой. Продолжается сем
недель: шесть недель сам пост и седьмая неделя Страстная - в
воспоминание страданий Христа Спасителя;
2. Рожественский пост - перед праздником Рожества
Христова, начинается с 15 ноября (28 ноября н/с) по 24 декабря (6 января
н/с) включительно;
3. Успенский пост - перед праздником Успения Божией
Матери, начинается с 1 августа (14 августа н/с) по 14 августа (27
августа н/с) включительно;
4. Петров пост - перед праздником святых апостолов
Петра и Павла 29 июня (12 июля н/с), начинается через неделю после
праздника Пятидесятницы.
Кроме этих четырех постов Церковью установлены и
однодневные посты, каждую среду и пятницу, то есть “в тыи дни” (Лк.
5,35), когда Иуда предал на страдания Господа нашего Исуса Христа
(среда) и когда Господа распяли (пятница).
В чем состоит истинный
пост?
Истинно постящиеся должны усердно помышлять о
правде и добре (Ис. 58,6-7), решительно оставить все дурные привычки и
страсти, оберегаться дурных дел, удаляться от развязанной веселой жизни и
воздерживать плоть свою от греховный удовольствий и вкусных яств, как
древле пророк Даниил: “в ты дни аз, Даниил, бех желея три седмины деньных.
Хлеба помыслена не ядох и мясо и вино не вниде в уста моя/ в те дни я,
Даниил, был скорбен три седмицы дней. Хлеба вкусного я не ел и мясо, и
вино не входило во уста мои” (Дан. 10,3). В дни поста скоромная пища
(мясо, яйца и молоко) заменяется на постную (растительная пища и, когда
дозволено, рыба), причем и такую пищу надо употреблять надо умеренно, как
о том пишет святой авва Дорофей: “(человек), хорошо испытав свою
потребность, следует потом определенной мере и вкушает пищу не для
услаждения, но желая поддержать силу своего тела. Однако и то немногое,
употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя
в помысле своем, как недостойного никакой пищи и утешения”. Но мы,
христиане, всегда должны помнить, что пустое воздержание от еды и питья
без молитвы и добрых дел не есть истинный пост, как об этом говорит святой
Иоанн Златоуст: “какая польза тело свое удручать, к вдовам и сиротам не
иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие - великое
зло. Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза
воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое
тело и не накормить голодного?”. Кроме того при многодневном посте
христианину надлежит исповедаться и причаститься.
О ПЯТОЙ
ЗАПОВЕДИ
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти
будет...
Что повелевает нам Бог Своей пятой
заповедью?
Этой заповедью Господь повелевает на почитать
родителей своих, то есть любить их, быть почтительными к ним, не
оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в
труд, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время
болезни и старости, также непрестанно молиться за них Богу, как при жизни
их, так и по смерти. Апостол Павел так говорит об этой заповеди Господней:
“чада, послушайте своих родителей о Господе, сие бо есть праведно. Чти
отца своего и матерь, яже есть первая заповедь во обетовании/ дети,
слушайтесь своих родителей о Господе, ибо это праведно. Чти отца своего и
мать, это - первая заповедь в обетовании” (Еф. 6,1-2). Но наша любовь к
родителям и родным не должна превышать любви к Богу, как об этом учит нас
Сам Господь: “иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин/ кто
любит отца или мать более чем Меня, тот Меня не достоин” (Мф.
10,37).
Что еще повелевает нам Господь в
этой заповеди?
Бог повелевает нам почитать наряду с родителями и
тех, кто в каком-либо отношении заменяют нам родителей. К таким лицам
относятся:
1. духовные власти - священнослужители Святой
Православной Церкви Христовой, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас
вере и молящиеся за нас, к призывает нас Божественное Писание:
“повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душа ваших/
повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь, ибо они неусыпно заботятся о
душах ваших” (Евр. 13,17). И святой Иоанн Златоуст пишет, что поскольку
человеку невозможно спастись без помощи священников и совершаемых ими
Таинств, то мы должны уважать духовных отцов более своих плотских
родителей: “мы должны не только страшиться их более властителей и царей,
но и почитать более отцов своих; эти родили нас от крови и от похоти плоти
(Ин. 1,13), а те (священники) суть посредники нашего рождения от Бога,
блаженного паки бытия, истинной свободы и благодатного усыновления. Одни
рождают для настоящей жизни, другие для будущей, те не могут избавить
детей своих от телесной смерти и даже защитить от вторгшейся болезни, а
эти часто спасали страждущую и готовую погибнуть душу, то употребляя
кроткое наказание, то удерживая от падения при самом начале, не только
учением и внушением, но и помощию молитв. Они не только возрождают нас
Крещением, но имеют власть разрешать и от последующих грехов”;
2. гражданские власти - заботящиеся о благосостоянии и
благополучии нашей родины и защищающие ее, то есть заботящиеся и о нас,
защищающие нас. Слово Божие велит нам почитать и уважать любую власть:
“всяка душа властем предержащим да повинуется; несть бо власть, аще не от
Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти,
Божию повелению противляется/ всякая душа властям высшим да повинуется;
ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
Поэтому противящийся власти, Божиему повелению противится” (Рим. 13,1-2),
“раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким,
но и строптивым/ рабы, повинуйтесь со всяким страхом господам, не только
добрым и кротким, но и суровым” (1 Пет. 2,18);
3. все старшие по возрасту, и прежде всего старики -
имеющие жизненный опыт и поэтому могущие дать нам добрый совет или
полезное замечание. Священное Писание так повелевает нам почитать
стариков: “пред лицем седаго востани и почти лице старче и да боишися
Господа Бога твоего/ пред лицом седого встань и почти лицо старца и бойся
Господа Бога твоего” (Лев. 19,32) и “старцу не твори пакости, но утешай,
яко же отца; юноша, яко же братию; старица, яко же матере/ старца не
укоряй, но утешай как отца; юношей, как братьев; стариц, как матерей” (1
Тим. 5,1-2).
Каковы обязанности старших по
положению и ли по возрасту?
Священное Писание так говорит об обязанностях
родителей: “отцы, не раздражайте чад своих, но воспитавайте их в наказании
и учении Господни/ отцы, не раздражайте детей своих, но воспитывайте их в
наставлении и учении Господнем” (Еф. 6,4). Об обязанностях пастырей Святой
Церкви Христовой Писание говорит так: “пасите еже в вас стадо Божие,
посещающе не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но
усердно, ни яко обладающе ряду, но образи бывайте стаду/ пасите стадо
Божие, какое у вас, надзирая (за ним) не принуждением, но добровольно, не
неправедной корыстью, но усердием, не господствуя, но пример подавая
стаду” (1 Пет. 5,2-3). А об обязанностях гражданских властей читаем
следующие: “господие, правду и уравнение рабом дайте, ведяще, яко и вы
имате Господа на небесех/ господа, правду и справедливость рабам творите,
зная, что и вы имеете Господина на небесах” (Кол. 4,1).
О ШЕСТОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не убий.
Что запрещает
Бог шестой заповедью?
Этой заповедью Господь Бог запрещает убийство, то
есть насильно отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство),
каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому
лишать жизни самого себя или другого есть самый тяжкий и великий грех.
Христиане должны всегда быть далеки от этого страшного преступления, не
иметь ярости, гнева, зависти, злопамятства и постоянно помнить, что
человека можно убить не только словом, но и делом. А гражданские власти и
судьи должны всегда быть справедливы, чтобы не погубить напрасно человека
и не подвергнуть невинного незаслуженному наказанию.
Кого можно
назвать убийцей?
Кроме человека, совершившего непосредственное
убийство, убийцей можно назвать следующих:
1. Самоубийца - это человек, который имея здравый ум,
но унывая от болезни тела, печали, трусости, малодушия или “обиды”
совершил самый страшный и тяжкий грех из всех преступлений против этой
заповеди закона Божия. Церковные правила повелевают лишать самоубийц
христианского погребения и всякого поминовения. Святая Церковь
приравнивает к самоубийцам и тех, кто умер от невоздержания, пьянства,
курения и наркотиков, столь распространенных в наше
время;
2. Женщина, совершившая аборт - таковая: во-первых,
совершает убийство человека, пусть не родившегося, но все же человека, а
во-вторых, обрекает душу некрещеного младенца на вечные муки в
аду;
3. Пособник - всякий, кто лично не убивает, но другим
помогает совершить убийство или допускает других до этого преступления
своим показанием, советом, согласием или кто укрывает, оправдывает или
освобождает убийцу;
4. Беззаконник - это судья, осуждающий подсудимого,
невиновность которого ему известна или человек, который тяжелом трудом,
жестокими наказаниями и издевательствами изнуряет своих ближних и тем
ускоряет их смерть или принуждает
к самоубийству.
Человек также бывает виновен в убийстве, даже если
убил другого человека нечаянно, без умысла, и такое убийство есть тяжкий
грех, потому что в этом случае убивший виновен в своей неосторожности.
Кроме того человекоубийцей должно считать всякого, что ненавидит брата
своего (1 Ин. 3,15).
Что можно
сказать о войне?
Убийство на войне нельзя приравнивать к обычному
убийству. Война есть страшное зло и великое горе, попускаемое Господом
Богом для исправления и вразумления народов; войну Создатель попускает,
как и эпидемии, голод, стихийные бедствия и другие несчастия. Поэтому
убийство на войне требует особого рассмотрения. Нам надо учесть, что
справедливой войной может считатьсятолько оборонительная или
освободительная война за веру и отечество, только к такой войне
можно отнести слова Спасителя: “болши сея любве никтоже имать, да кто душу
свою положит за други своя/ нет больше той любви, как если кто душу
(жизнь) свою положить за друзей своих” (Ин. 15,13), а к тем, кто
развязывает бесчестные захватнические войны относятся другие слова
Христовы: “вси бо приемшии нож, ножем погибнут/ все, взявшие меч, мечем
погибнут” (Мф. 26,52). А святой Павел так пишет: “Божий бо слуга есть тебе
во благое... не бо без ума меч носит, Божий бо слуга есть, отмститель во
гнев злое творящему/ (начальник) есть Божий слуга тебе во благо... он не
без смысла меч носит, ибо он Божий слуга, отмститель в наказание делающему
злое” (Рим. 13,4), из этих слов видно, что апостол не осуждает тех, кто
употребляет оружие в наказание за зло, но даже называет их “слугами
Божиими”. И святой Афанасий Великий так говорит о войне: “убивать не
позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно и достойно
похвалы; почему, отличившиеся во бранях удостаиваются великих почестей, и
им воздвигаются памятники, возвещающие об их
заслугах”.
Что такое
“убийство духовное”?
Духовное
убийство - это соблазн, то есть склонение (совращение) ближнего в неверие
или на путь порочной жизни, приводящий к духовной смерти души и осуждению
ее на вечные адские муки. Неизреченные муки ожидают нечестивцев,
совращающих души с истинного пути, об этом сказал Сам Бог: “иже аще
соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится
жернов осельский на выи его и потонет в пучине морстей. Горе миру от
соблазн, нужда бо есть приити соблазном; обаче горе человеку тому, им же
соблазн приходит/ а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня,
лучше было бы ему, чтоб повесили жернов ослиный на шею его и потопили в
пучине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но
горе человеку тому, которым соблазн приходит” (Мф.
18,6-7).
О СЕДЬМОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не любодей.
Что запрещает Господь Бог этой
заповедью?
Седьмой заповедью Творец запрещает прелюбодеяние,
то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую
плотскую страсть. Этой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушить
взаимную верность и любовь супружества, освященную Таинством Брака.
Неженатым Господь повелевает быть целомудренными - соблюдать чистоту
мыслей и желаний, слов и дел; ибо блуд совершается не только делами:
“всяк, иже возрит на жену, ко еже вожделети ей, уже любодействова с нею в
сердцы своем/ всякий, кто посмотрит на женщину, вожделея ее, уже
прелюбодействует с нею в сердце своем” (Мф. 5,28). Для этого христианам
должно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства и чем так богат окружающий нас
безбожный мир: скверных, соблазнительных фильмов и фотографий
(порнография), чтения безнравственных книг, бесстыдных песен и бесовских
плясок и пр., всегда помня слова блаженного Августина Иппонского: “где нет
любви Божией, там царствует плотская похоть”. Слово Господне
предостерегает нас о страшной посмертной участи блудников и развратников:
“да есте ведуще, яко всяк блудник, или нечист... не имать достояния в
Царствии Христа и Бога/ знайте, что всякий блудник, или нечистый... не
имеет наследия в Царствии Христа и Бога” (Еф. 5,5).
Каковы грехи против седьмой Божий
заповеди?
Святой апостол Павел советует нам, христианам,
даже не говорить об этих мерзостях: “блуд же и всяка нечистота и
лихоимство никакоже да именуется в вас, якоже подобает святым/ блуд же и
всякая нечистота и лихоимство не должны именоваться у вас, как подобает
святым” (Еф. 5,3). Только по необходимости, для предохранения от этих
грехов должно назвать некоторые из них:
1. Блуд - беспорядочная плотская “любовь” между
людьми, не находящимися в супружестве;
2. Прелюбодейство - когда находящиеся в супружестве
беззаконно оскверняют святое Таинство Брака постыдной связью с
посторонними;
3. Кровосмешение - когда недостойным союзом, подобным
супружескому соединяются близкие родственники.
Как же надлежит жить
супругам?
Священное
писание говорит об этом так: “мужие, любите своя жены, якоже и Христос
возлюби Церковь и Себе предаст за ню/ мужья, любите своих жен, как и
Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее” (Еф. 5,25) и “жены, своим
мужем повинуйтеся, якоже и Господу, зане муж есть глава жене, якоже и
Христос глава Церкви и Той есть Спаситель телу; но якоже Церкви повинуется
Христу, такожде и жены своим мужем во всем/ жены, своим мужам повинуйтесь,
как и Господу, ибо муж есть глава жене, как и Христос глава Церкви и Он
есть Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим
мужьям во всем” (Еф. 5,22-23).
О ВОСЬМОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не укради.
Что Бог запрещает восьмой
заповедью?
Своей заповедью Господь запрещает кражу, то есть
незаконное, бесчестное и постыдное присвоение себе каким бы то ни было
образом того, что принадлежит другим. Виды кражи очень
разнообразны:
1. Воровство -
похищение чужой вещи тайно;
2. Святотатство - присвоение себе того, что посвящено
Богу и принадлежит Его Церкви;
3. Обман - присвоение чужой вещи
хитростью;
4. Грабительство - присвоение чужой вещи
насилием;
5. Взяточничество - когда берут незаконно дары или
деньги с людей, которым по своей должности обязаны помогать бесплатно,
безвозмездно;
6. Тунеядство - когда человек незаслуженно получает
жалование за должность или плату за работу, но должности и работы по
лености не исполняет, а также, когда имеющий силу зарабатывать пропитание
трудом, вместо того живет милостынею;
7. Лихоимство - когда берут за что-либо с нуждающихся
большие деньги, пользуясь чужою бедою или когда начальники изнуряют
служащих лишними и тяжелыми работами.
Запрещая
все эти виды отнятия собственности Господь Бог велит нам, христианам, быть
бескорыстными, трудолюбивыми, но самая высшая добродетель, внушаемая
восьмой заповедью, это совершенное нестяжание и отречение от всякой
собственности - “аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и
даждь нищым; и имети имаши сокровище на небеси/ если хочешь быть
совершенным, иди, продай имущество твое и раздай (деньги) нищим; и будешь
иметь сокровище на небе” (Мф. 19,21).
О ДЕВЯТОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не послушествуй на друга своего
свидетельства ложна.
Что Господь запрещает в этой
заповеди?
В Своей девятой заповеди Бог запрещает говорить
ложь о другом человеке и запрещает вообще говорить ложь, то есть: делать
ложный донос, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать. Ложь или
клевета - это дело диавольское, ибо сам диавол есть ее отец (Ин. 8,44).
Недопустима для христианина даже такая ложь, при которой нет намерения
сделать зла ближнему, ибо всякая ложь недостойна христианина и несогласна
с Божественной любовью. Святой Павел говорит: “темже, отложше лжу,
глаголите истину кождо ко искренему своему, зане есмы друг другу удове/
посему, оставив ложь, говорите правду каждый ближнему своему, ибо мы члены
друг другу” (Еф. 4,25). Блаженный авва Иоанн так говорит о лжи: “ложь
чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному
поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо
ложь, по слову Спасителя, от диавола”, а святой авва Дорофей пишет: “если
мы хотим спастись, то мы должны всею силою и со всем усердием любить
истину и охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины
и жизни”.
Чему еще научает эта
заповедь?
Девятая заповедь учит нас, что христианину никогда
не следует укорять и осуждать других, как об этом говорит Сам Бог: “не
судите, да несудими будете/ не судите, да не судимы будете” (Мф. 7,1). При
этом надо помнить, что не осуждением, не укоризной или насмешками
исправляется ближний, а любовью, терпением и добрым советом. Надо также
всегда помнить, что каждый имеет множество важных слабостей и недостатков,
а поэтому должен прежде усовершенствовать себя, а уж затем браться за других - “что же видиши сучец, иже
во оце брата твоего, бервно же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како
речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего; и се бервно во
оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши
изъяти сучец из очесе брата твоего/ что же ты смотришь на сучок, который в
глазу брата твоего, бревно же, которое в глазу твоем, не чувствуешь? Или
как скажешь брату твоему: постой, я выну сучок из глаза твоего; в вот
бревно в глазу твоем? Лицемер, вынь прежде бревно из глаза твоего, и тогда
увидишь (как) вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф. 7,3-5). Также
христианину необходимо всегда обуздывать язык, то есть говорить только
правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия, как тому учит
апостол Петр: “хотяй бо живот любити и видети дни благи, да удержит язык
свой от зла и устне свои не глаголати льсти/ кто хочет любить жизнь и
видеть добрые дни, тот да удержит язык свой от зла и уст свои от льстивых
слов” (1 Пет. 3,10).
О ДЕСЯТОЙ
ЗАПОВЕДИ
Не пожелай жены искренняго твоего, не
пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни
вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни все елико ближняго
твоего.
Что запрещает Бог этой
заповедью?
Десятой, последней Своей заповедью Господь
запрещает не только что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но
запрещает и недостойные желания и помышления по отношению к ним. Грех
против этой заповеди называется завистью, которая есть дело диавола (Прем.
2,24). Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от греховных
помышлений и желаний легко может дойти и до греховных дел, преступлений,
как о том говорит Писание: “кождо же искушается от своея похоти влеком и
прельщаем, та же похоть, заченши, ражает грех, грех же содеян ражает
смерть/ каждый искушается от влечения и прельщения своей похоти, похоть
же, зачав, рождает грех, сделанный же грех рождает смерть” (Иак. 1,14-15).
Святой Иоанн Лествичник так описывает завистника: “признак памятозлобного
и завистливого человека - если он легко, с удовольствием порицает учение,
дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом
ненависти”.
|