|
|||||||||
|
Молитва ГосподняЭто та великая молитва, которой Господь наш Исус Христос научил святых апостолов и которую они передали всем верующим (Мф. 6,9-13 и Лк. 11,2-4). Каждый христианин должен знать наизусть эту молитву. Молитва Господня делится на призвание, семь прошений и славословие. Отче наш, Иже еси на небесех!Почему мы называем Бога Отцом? Потому, что все христиане, то есть люди, верующие в Исуса Христа, возродившиеся через святое Крещение, исполняющие волю Божию и составляющие единое тело Церкви есть дети Божии, об этом многократно свидетельствует Писание, так Сам Господь говорит: "отца не зовите себе на земли, Един бо есть Отец ваш, иже на небесех/ отцом не называйте себе никого на земле, ибо Один Отец ваш, Который на небесах" (Мф. 23,9), об этом же пишет и евангелист Иоанн: "елицы же прияша Его, даст им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотьския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася/ тем же, которые приняли Его (Христа), даст власть детьми Божиими быть, верующим во имя Его, которые не от крови, ни от похоти плоти, ни от похоти мужа, но от Бога родились" (Ин. 1,12-13). О том же говорит и апостол Павел: "вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Исусе/ все вы сыны Божии верою во Христа Исуса" (Гал. 3,26). А святой Иоанн Златоуст так пишет о Боге - "Он всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Отцу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцом твоим является диавол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалится от него и угодить Благому Отцу и Создателю своему". да святится имя ТвоеО чем говорится в первом прошении? О том, что мы должны жить на земле благочестиво, славить имя Господне и просить, чтобы все люди познали православную веру Христову и научились истинно славить святое имя Божие, к этому призывает нас Сам Бог: "тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех/ так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на небесах" (Мф. 5,16). Как надо прославлять имя Божие? Имя Божие надо прославлять добрыми делами и молитвами, всею своею жизнью. Ибо, если мы всегда имеем Бога в своем сердце и всем своим существованием славим Его, то и другие люди, глядя на нас, будут прославлять Господа. да приидет царствие ТвоеЧто есть Царствие Божие? Святой Павел пишет, что "несть бо Царствие Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. Иже бо сим служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком/ Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Духе Святом. Кто сим служит Христу, тот благоугоден Богу и приятен людям" (Рим. 14,17). Именно правда, мир и радость о Духе Божием должны жить в душе каждого христианина, ведь только тогда он может служить Христу, творить добрые дела, так чтоб люди прославляли Господа, как о том учит нас и святой авва Исаия: "кто желает войти в Царствие, тот совершает дела вводящие в оное. Ибо Царствие Божие есть истребление всякого греха". Как приходит Царствие Божие? Сокровенно и внутренне - "не приидет Царствие Божие с соблюдением, ниже рекут, се зде или онде"". Се бо Царствие Божие внутрь вас есть/ не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут "вот, оно здесь", или "там". Ибо Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17,20-21). Чего еще просим мы у Бога во втором прошении? Еще мы должны просить у Господа вечного блаженства в Царствии Небесном, дабы после смерти быть всегда с Богом, об этом учит нас и апостол Павел: "желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше/ желание имею разрешиться (умереть) и со Христом быть, это намного лучше" (Фил. 1,23), "дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити к Богу/ мы дерзаем и желаем лучше выйти из тела и придти к Богу" (2 Кор. 5,8). да будет воля Твоя, яко на небеси и на землиО чем мы просим Бога в этом прошении? В этом прошении мы молим Господа, чтобы все, что мы делаем и что с нами происходит, совершалось по святой Божией воле, как Ему угодно. Тогда и мы, живя "на земли" будем всегда и во всем исполнять волю Господа, как исполняют ее "на небеси" ангелы и святые. Блаженный Августин Иппонский объясняет, это прошение так: "о чем тут речь? Подобно тому, как ангелы служат Тебе (Богу) на небе, так и мы да послужим Тебе на земле. Святые ангелы, любя Бога, повинуются Ему, не прегрешают пред Ним, исполняют Его повеления. Следовательно, мы молимся о том, чтобы и мы смогли в любви исполнять заповеди Божии". Почему это надо просить? Потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно, и без сравнения более чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов даровать его нам, если только этому не препятствует наше своеволие и упрямство, ведь апостол Павел говорит, что Господь может "творити по преизбыточествию, их же просим или разумеем/ сотворить несравненно больше, чем мы просим или о чем помышляем" (Еф. 3,20). хлеб наш насущныи даждь нам днесьЧто такое "хлеб насущный"? Это хлеб, необходимый нам для того, чтобы существовать, жить. Прося у Бога насущного хлеба, мы просим только самое необходимое для жизни, а что сверх того, и служит не столько для нашей нужды, сколько для удовольствия, то мы предаем в волю Божию, и если это нам дано будет, то благодарим, а если не будет дано, то не огорчаемся. Кроме пищи телесной мы здесь просим у Господа и пищи духовной - слова Божия, ведь "не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих/ не хлебом одним жив будет человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4,4). Но прежде всего мы просим у Бога причастия великого Хлеба - Плоти и Крови Христовой, ибо Исус Сам сказал о Себе: "Аз есмь хлеб животный, иже съшедый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки/ Я - Хлеб живой, Который сошел с небес, если кто будет есть от Хлеба сего, то жив будет во веки" (Ин. 6,51). Истинно пишет святой Киприан Карфагенский о том, что "как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так Этот, Сверхъестественный, есть жизнь души". Что означает слово "днесь"? "Днесь", то есть сегодня, в наш нынешней день. Потому просим хлеба лишь днесь, чтобы чрезмерно не заботиться о будущем, а надеяться во всем на Бога, ибо Он Сам говорит нам: "не пецетеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его/ не пекитесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам о себе печется: довольно (каждому) дню своей заботы" (Мф. 6,34). и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашимЧто называется долгами нашими? Долгами нашими называются наши грехи, ибо как все мы получили от Бога, так и должны все отдать Богу, то есть, все покорить Его воле и закону: если же не исполняем этого, то и остаемся должниками пред правосудием Божиим. А кто должники наши? Наши должники - это люди, которые не отдали нам того, что должны нам были отдать по закону Божиему, например, оказали нам не любовь, а вражду. Мы должны прощать их, следуя заповеди Спасителя: "любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы/ любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и прогоняющих вас" (Мф. 5,44). Поэтому мы должны любить и прощать согрешающих против нас, платить им добром за зло. А если не простим "должником нашим", то и Бог не простит наши грехи, ибо Сам сказал: "аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших/ если прощаете людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не прощаете людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6,14-15). Поэтому каждый христианин должен стараться иметь мир и любовь со всеми, по слову апостола Павла: "аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте/ если возможно с вашей стороны, со всеми людьми мир имейте" (Рим. 12,18). К этому же нас призывает святой Григорий, папа римский: "мы должны обращаться духом к ближнему, как бы далеко он ни находился от нас и что бы ни имел от нас, покориться ему душою, умилостивить смирением и благосклонностью, чтоб и Создатель наш, Принимающий за вину дар, простил нам грехи, видя такое благоизволение нашего сердца". и не введи нас во искушениеО чем мы просим Бога в этом прошении? Мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от диавольских искушений, не дал бы нам возможности впасть в грех или потерять веру, но сохранил нас в правой вере и добродетели. Здесь мы также просим Бога сохранить Его Святую Церковь от гонителей, а нас не допустить до искушения и сохранить от падения, уныния и гибели - "силен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести/ силен же Бог, Который не попустит вам искуситься сверх сил, но сотворит при искушении и облегчение, чтобы смогли вы перенести" (1 Кор. 10,13). но избави нас от лукавого.О чем мы просим Бога в этом прошении? Мы молим Господа, чтобы Он не попустил сатане приступать к нам. Мы просим Бога избавить нас от всякого зла, от лукавого внушения и наветов диавола, дать нам сил исправиться жизнью и перестать грешить. Будем же всегда помнить о коварстве сатаны, враг Божия и нашего; прислушаемся к предупреждению святого Василия Великого: "диавол, низложивший человека надеждою ложной славы, не перестает поощрять его теми же побуждениями и изобретать для этого тысячи козней". Яко твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки векомъ. Аминь.Что выражает славословие? Оно выражает наше почтение к Господу, дабы мы, прося себе от Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему должное поклонение, помышляя о Его вечном Царстве, силе и славе и помышляя так более и более утверждались в надежде, что Всемилостивый Бог, никогда не откажет нам, но дарует просимое. Кроме того славословие указывает нам на то, что под именем Отца мы должны славить не только Бога Отца, первое Лицо Пресвятой Троицы, но и Бога Сына и Бога Духа, то есть всю Троицу. |
||||||||
Написать письмо автору проекта |